Скачок.
Происхождение «человека культурного» представляется беспричинным, и в этом смысле, загадочным. Современная антропология, используя новейший научный инструментарий, подробно описывает эволюцию живого тела, в какой-то момент ставшего человеческим. Но не в ее компетенции объяснить, как возможность стать человеком («гоминидная триада»: прямохождение, две освободившиеся от локомоции конечности и развитие головного мозга) обратилась в действительность
«человека культурного» - в гоминида с культурой. Или иначе: откуда взялась культура, без которой жизнь на Земле существовала неисчислимое количество лет? В этом состоит смысл термина «проблема антропогенеза», который научным благообразием своим прикрывает как раз бессилие научного подхода: накопление фактов и их анализ позволяет работать с материалом до и после «культурного» скачка.
Тайна появления культуры – это тайна возникновения «второй реальности» у самых ранних людей. Мы назовем здесь «первой (непосредственной) реальностью» мир, каким он (так или иначе) явлен физически всем, кто обладает органами чувств и может действовать на основе своих чувственных впечатлений.
Вторая реальность – это реальность мира, не предъявленного прямому наблюдению. Она состоит из представлений – знаний, получаемых «из вторых рук» (в этом смысл названия «вторая реальность»), но тоже актуальных, т.е. ориентирующих и мотивирующих в деятельности.
В качестве примера можно взять раннекультурные представления о посмертной судьбе человека. Сами представления, разумеется, недоступны прямому наблюдению. Но когда представление организует волю, тогда возникает наблюдаемое действие и его продукт, которые позволяют ретроспективно заключить относительно представления, или, другими словами, попытаться понять замысел, например, погребального ритуала у доисторического человека.
«В целом существование в мустьерскую эпоху обычая хоронить умерших, несомненно. Изредка скелеты в могильных ямах сопровождают специально туда положенные вещи - погребальный инвентарь, что сближает соответствующие неандертальские погребения с более поздними». (с. 206) "В верхнем палеолите появляются коллективные захоронения, содержащие несколько скелетов, а главное - гораздо более богатым и разнообразным становится погребальный инвентарь, т.е. предметы, намеренно клавшиеся в могилы. Это недвусмысленно свидетельствует о существовании специальных ритуалов, связанных с захоронением умерших, и может означать зарождение (или, скорее, дальнейшее развитие) представлений о загробной жизни" (с. 228) [ii]
Существование определенным образом оформленного преднамеренного погребения свидетельствует о присутствии в сознании раннекультурного человека представлений, которые обосновывали его заинтересованность в поддержании правильных отношений с умершим. Другой пример – первобытное «искусство» каменного века. Предметы и изображения этого рода не были предназначены для утилитарного применения и имели смысл только в контексте «второй реальности». Взаимосвязанные представления, которые способны удерживать эту исключительно человеческую «реальность», называют теперь архаической мифологией, иногда первобытной религией, иногда мистической практикой.
В любом случае, чтобы присутствовать в качестве неоспоримой «второй реальности», она должна быть поддержана множеством «вторых рук», то есть быть общей (коллективной). Для удержания и обогащения культурной реальности потребовались средства коммуникации, которые позволяли аккумулировать и транслировать важные представления в первобытной социальной среде, и ее соответствующая организация. Таким образом, появление на Земле человека культурного было скачком не только ментальным, но и социальным.
Вишняцкий Леонид Борисович/ Введение в преисторию. Проблемы антропогенеза и становления культуры. Курс лекций. Издание второе, исправленное и дополненное. Кишинёв. Высшая Антропологическая Школа. 2005.